Дерево - первый материал, который человек научился использовать и преобразовывать в соответствии с своими потребностями, будь то двери, охотничья дубинка, пирога, окно, кухонная утварь, игрушки, двери и многое-многое другое. Впрочем, двери всегда играли для человека особую роль...
Тысячелетняя история входной двери мало изменила ее концептуальное содержание, как защиты от внешнего мира, границы между общественным и личным, но существенно преобразовала ее конструктивно. Прародительницами первых деревянных дверей для зданий являются двери из сикомора или немецкого клена, использовавшиеся в Древнем Египте (3000 д.н. э) и Древней Персии (1000 д.н.э.). В Италии самой древней арочной дверью является, пожалуй, этрусская дверь в Вольтерре (4 век д.н.э.).
Конструкция и материалы двери
За долгие годы существования двери приобрели ряд фундаментальных характеристик, таких как архитрав (от греч. archi- «старший, главный» и лат. trabs - «балка»), дверной косяк, порог, дверная панель, дверь–книжка и т.д. Архитрав и косяк преобразовались в сегодняшний дверной короб, порог остался практически неизменным, а древние двери на цапфах – «вертушках» модифицировались в технологически усовершенствованные двери на петлях. Впрочем, «штифт, стержень», как структурный элемент, обеспечивающий движение дверного полотна, остался неизменным.
Что касается материала, служившего сырьем для дверей, железо и бронза постепенно сдавали свои позиции дереву. Насколько позволяют судить сохранившиеся до наших дней творения выдающихся скульпторов и архитекторов, двери из дерева уже тогда были многообразны по конструкции и художественному оформлению. Орех и дуб, славящиеся своей прочностью, были и остаются самыми используемыми древесными материалами, тогда как более ценные породы дерева: клен, палисандр, груша, тик, ясень, черешня и другие являлись временными фаворитами в разные века.
Истоки европейских традиций качества
Интенсивное строительство культовых сооружений, как то соборы, базилики, церкви, аббатства, начавшееся в средние века в готическом стиле, получило свое продолжение в эпоху Возрождения, а затем и барокко. Созданные в тот период двери являются образцами вековых традиций обработки дерева.
В эпоху позднего Средневековья кооперативы ремесленников-краснодеревщиков по каждому заказу на создание дверей и порталов должны были выплатить часть денег на благотворительные нужды, выплаты так и назывались - «божьи деньги». Самая древняя деревянная дверь, сохранившаяся в Западной Европе, это Центральный Портал Базилики Сент – Амброджио в Милане, созданный в IV веке и полностью отреставрированный в 1750 году. Необходимо заметить, что итальянские мастера – краснодеревщики XVIII века были справедливо названы современниками «колдуны дерева и чудес».
Стиль рококко (от франц. rocaille – «ракушка»), пришедший на смену эпохе барокко, привносит в дверное производство монументальность и изыск.
Между тем, с начала XIX века, неоспоримым лидером в мебельном производстве становится наполеоновская Франция, чьими мастера вдохнули новую жизнь в строгие орнаменты Древнего Египта, античной Греции и Рима, создав новый стиль «Возвращение Египта».
Наиболее популярным материалом для дверей в этот период становится красное дерево, ввозимое из Центральной Америки.
Двери XX века
В конце XIX века, ознаменованного крахом второй Империи, для производства дверей наступает период изысканной утонченности, названный впоследствии Liberty (от англ. «свобода») – последняя четверть XIX века и Art Deco - первая четверть XX века. Самым знаменательным событием эпохи Art Deco можно назвать «Международную выставку Декоративного искусства и Современной индустрии» в Париже в 1925 году. Дверь Арт Деко решительно утверждает: «прошлое не возвращается, оно придумывается заново».
После викторианского стиля, неоклассицизма, эпохи Либерти и Арт Деко, 30-е носят свинцовый нимб «стиля 900» вплоть до трагического начала второй мировой войны. До этого периода создание дверей веками являлось сначала привилегией мастеров-плотников, а затем краснодеревщиков.
Искусство и промышленность
Двери из Италии. В конце 40-ых годов, в период послевоенной реконструкции, происходит мощный всплеск производства дверей в ремесленных мастерских и на крупных фабриках. Машины прочно входят в устоявшийся за века процесс создания дверей из дерева. Приоритетными становится не конструкторские особенности и даже не стиль двери, а только количества выпускаемого продукта. Те же ремесленники, оставаясь до конца 50-х привилегилированным сословием, уже чувствовали дыхание зарождающейся «псевдоиндустрии» с ее машинами. Их мастерские конструировали двери, а «псевдоиндустриальные» столярные мастерские ее производили.
Входные двери из дерева сдавала позиции в пользу альтернативных материалов, в частности алюминия. Зато деревянные межкомнатные двери безгранично царили на мировых рынках, оставаясь предметом интерьера любого социального уровня.
Можно сказать, что с точки зрения конструкторских технологий и дизайна, дверь из дерева окончательно утвердила главенство Italian style в производстве мебели и предметов интерьера, на долгие годы определив его популярность и мировое признание.
Наступление «эпохи облегченных панелей», т.е. панелей с сотовым наполнением, произошедшее сначала в мебельной промышленности (20-ые годы прошлого века), а затем и в производстве межкомнатных дверей (30-ые годы) привело к полному разрыву между ремесленным вчера и промышленным завтра итальянских дверей. Панель с «сотами» делает из массивной межкомнатной двери «дверь из дерева» во всем его промышленном многообразии: фанера, брус, древесные волокна и т.д. 60-70–ые развили эту концепцию, дав жизнь более или менее классическим разработкам новой двери.